Автотехническая экспертиза является разновидностью специального исследования ТС, относится к одному из самых востребованных и сложных родов судебных инженерно-транспортных экспертиз и включает в себя пять видов экспертиз по специальному исследованию ТС для выяснения его состояния, определения механизма и обстоятельств случившихся с ним изменений, в том числе в результате ДТП.
Существуют следующие виды автотехнических экспертиз:
- Исследование обстоятельств ДТП
- Исследование технического состояния ТС
- Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)
- Исследование ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости
- Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП
Исследование обстоятельств ДТП
Экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а так же анализ действий и возможностей водителей.
В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи (вопросы):
- определение скорости движения и других параметров ТС;
- определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
- установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные моменты;
- определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
- установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- определение взаимного расположения ТС и препятствия в момент, когда водитель имел техническую возможность предотвратить происшествие;
- определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности движения;
- какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями ПДД РФ они регламентированы;
- установление того, как должен был действовать водитель и другие участники дорожного движения в сложившейся ДТС с точки зрения ПДД РФ;
- определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
- установление технической возможности у водителя ТС в момент совершить действия, регламентированный ПДД РФ для избежания происшествия;
- установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
- определение причинно-следственной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.д.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, но и полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
- определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
Исследование технического состояния ТС
Экспертное исследование технического состояния ТС,их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, возможности их обнаружения.
К задачам (вопросам), решаемым данным видом экспертизы, относятся следующие:
- установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
- установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
- установление причин и времени возникновения неисправностей, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
- установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
- установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)
трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов, и других объектов до столкновения (наезда) и установление места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Объект исследования - это следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в личных материалах дела.
В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи (вопросы):
- определение механизма ДТП;
- установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
- установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
- установление угла взаимного расположения ТС и направления удара во момент столкновения;
- установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
- установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
- установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контактного взаимодействия;
- установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
- определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
- установление частей ТС, контактировавших между собой в первичных момент столкновения;
- установление наличия, времени и причины повреждения шин, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
- установление факта возникновения неисправностей деталей ТС после ДТП;
- установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на ТС при взаимном контактном взаимодействии.
В комплексе с экспертизой следов ТС и месте ДТП и судебно-медицинской экспертизой решаются следующие задачи (вопросы):
- установление взаиморасположения человека и частей ТС;
- оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
- определение позы и двигательных реакций пострадавших;
- выявление признаков, характеризующих действия водителя;
- получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.
Исследование ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости
установление идентификационных данных ТС, его техническом состоянии, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости.
Предметом данной судебной экспертизы является установление фактических данных о техническом состоянии ТС, дате их выпуска, принадлежности к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, стоимости ТС, их отдельных элементов, восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости, в связи с ДТП или в результате иных механических воздействий.
Объект данной судебной экспертизы - ТС в целом, как сложное изделие, узлы и агрегаты. Информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д., данные средств массовой информации, сети Интернет, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы, документы и материалы, представленные для проведения экспертизы.
В данной экспертизе используются методы товароведения, сравнительного анализа, транспортной трасологии и исследования технического состояния ТС.
Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП
экспертное исследование участка автомобильной дороги, на котором происходит непосредственное движение ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и её элементов, связанных с ДТП, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.
Предметом данной судебной экспертизы являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и её элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.
Объектом данной судебной экспертизы является участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.
В рамках данной судебной экспертизы решаются следующие задачи (вопросы):
- установление основных квалификационных характеристик дороги. Особенно сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
- установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
- определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям и нормам нормативно-технической документации;
- установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
- определение возможности воздействия сниженных эксплуатационных качеств автомобильной дороги и её структурных элементов на механизм ДТП;
- установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
- определение причинной связи между отклонением квалификационных характеристик автомобильной дороги и дорожных условий от требований нормативно-технической документации и произошедшим ДТП.
В случае отсутствия данных об отдельных характеристиках автомобильной дороги в представленных материалах, их можно установить на основании данных камер наружного наблюдения и видеорегистраторов.